Дорога в облака. Какие существуют летающие автомобили

0
89

«МоторМания» разобралась, какие на сегодняшний день существуют модели летающих автомобилей, когда пилоты/водители смогут их опробовать в деле и что гласит буква закона.

Чуть помедленнее, кони

Пока мировые автопроизводители вовсю стараются повысить автономность своих моделей, подобно олдскульным геймерам переходя с уровня на уровень, в двери робко стучит очередная передовая технология. Летающие автомобили. Это словосочетание частенько мелькает в заголовках СМИ в последнее время, наталкивая на резонный вопрос: «Неужто мы и вправду увидим, как автомобили поднимутся в воздух?».

Для начала разберемся с тем, что же на сегодняшний день называют летающим автомобилем. Игра со штампами порой приводит к тому, что к этой категории относят практически любые транспортные средства, способные подниматься в воздух и перевозить небольшое количество пассажиров. Тогда в нее попадают, например, проекты американского Uber или немецкой Lilium. При этом как-то забывается, что их «летающие автомобили» даже не могут передвигаться по земле, и с традиционными авто у них чуть меньше общего, чем с мифическим Пегасом. Про них мы подробнее расскажем в следующем материале, а пока вернемся к нашей теме.

flyingcar9
Концепция персонального летающего транспорта в древней Греции

Не будем стричь все под одну гребенку, и примем за основу то, что летающее авто должно уметь передвигаться и по земле. Тогда у нас остается не так уж много кандидатов в «авиамобили», даже если принимать в расчет проекты, находящиеся почти в зачаточной стадии. Что ж, давайте познакомимся поближе с самыми известными на сегодняшний день компаниями-пионерами воздушного автомобилестроения и их творениями.

AeroMobil Flying Car

flyingcar2
AeroMobil Flying Car в авиарежиме

Кто эти люди? Штаб-квартира компании AeroMobil находится не в Кремниевой долине и даже не на территории засекреченного китайского НИИ, а буквально по соседству – в Братиславе, Словакия. Она была основана в 2010-м году, и к настоящему времени в ее команде можно найти специалистов, работавших на именитые автомобильные (Land Rover, BMW, McLaren) и авиастроительные (Airbus) компании. Свое творение они представили на элитарной выставке Top Marques в Монако, сумев привлечь к презентации целого принца княжества Альберта II.

Что предлагают? Словацкий Flying Car (весьма недвусмысленное название) обладает внешностью самолета, хотя нотки автомобильного дизайна в нем рассмотреть можно. Прототип версии 2.5 совершил первый полет в 2013-м, а в этом году в Монако была представлена версия 4.0.

flyingcar1
AeroMobil Flying Car в наземном режиме

Flying Car оснащается парой электромоторов и 2,0-литровым ДВС. В наземном режиме он представляет собой гибрид, расходующий 4,2 литра топлива на 100 км. В воздушном режиме работает исключительно ДВС. Салон рассчитан на водителя/пилота и пассажира. Трансформация модели из авто в самолет занимает 3 минуты. Для подъема в воздух понадобится взлетная полоса.

Сколько стоит, когда ждать? AeroMobil уже принимает заказы на Flying Car. Его стоимость составляет 1,2-1,5 миллиона евро в зависимости от комплектации. Поставки клиентам должны начаться в 2020-м году.

Это вообще законно? Производитель уверяет, что да. Официальный релиз гласит, что Flying Car построен «в соответствии с существующей нормативной базой для автомобилей и самолетов». Британский сайт AutoExpress, ссылаясь на одного из инженеров проекта Саймона Румса, подчеркивает, что модель «отвечает всем необходимым правилам безопасности для авиации и дорог». Для управления автомобилем необходимо водительское удостоверение и летная лицензия.

Terrafugia Transition

flyingcar3
Terrafugia Transition в авиарежиме

Кто эти люди? Компанию Terrafugia можно назвать опытным игроком в сфере летающих автомобилей. Она была основана в 2006-м году 5-ю выпускниками Массачусетского технологического института (MIT). Нынешний глава компании Карл Дитрих внес значительную часть стартового капитала, выделив средства из выигранной им студенческой премии Джерома Лемельсона (американский изобретатель, автор 600 патентов, благодаря которому на свет появились кассетные плееры Sony Walkman).

Читайте также:  У Німеччині успішно пройшов перший тест електричного літаючого таксі

Что предлагают? Если говорить о внешности, то летающий автомобиль Transition имеет мало общего с обычными машиными. Он скорее похож на самолет, которому можно подрезать крылья, чтобы передвигаться по дорогам. Впервые Transition поднялся в воздух в 2009-м, после чего «авиамобиль» успел налетать более 100 часов и совершить 200 успешных взлетов/посадок.

flyingcar4
Terrafugia Transition в наземном режиме

2-местное летающее авто оснащается 100-сильным мотором Rotax 912iS, который позволяет ему развивать скорость более 100 км/ч на дороге. Крейсерская скорость в воздухе составляет 160 км/ч, максимальная дальность полета – 640 км. Transition способен подниматься на высоту до 3000 метров. Для подъема в воздух понадобится взлетная полоса.

Сколько стоит, когда ждать? В последний раз Terrafugia обновляла ценник на Transition лет 5 назад. Тогда летающий автомобиль оценивался минимум в $279 000. В настоящее время компания принимает заказы на него, запрашивая первый взнос в размере $10 000. Старт производства Transition ожидается в 2019-м. Впрочем, компании уже доводилось сдвигать сроки.

Это вообще законно? В 2012-м году Transition был одобрен к передвижению по дорогам американским Национальным управлением безопасностью движения (NHTSA). В 2016-м летающий автомобиль получил «добро» и от Федерального управления гражданской авиации (FAA). Он был классифицирован как «легкий спортивный самолет». Тогда издание The Washington Post отмечало, что данная категория может послужить лазейкой для других производителей «авиамобилей», желающих легализовать свои творения. Для управления понадобятся права и лицензия пилота.

PAL-V Liberty

flyingcar6
PAL-V Liberty в авиарежиме

Кто эти люди? И обратно в Старый Свет. PAL-V была основана в 2007-м году в Нидерландах. В компании утверждают, что ее руководство состоит из «опытных голландских предпринимателей, обладающих знаниями об авиации, автомобилестроении и маркетинге». Любопытно то, что в числе инвесторов PAL-V значится Министерство экономики, сельского хозяйства и инноваций Нидерландов. То есть компания обладает поддержкой на государственном уровне.

Что предлагают? В сравнении с двумя вышеописанными моделями, облик Liberty больше приближен к продукции автопроизводителей. Он напоминает 3-колесный электромобиль Toyota i-Road, хотя расположение колес у него несколько иное, да и габариты побольше. В воздушном режиме он представляет собой не самолет, а гироплан. Прототип Liberty впервые вышел на дорогу в 2008-м, а с 2011-го компания приступила и к воздушным испытаниям. К настоящему времени у PAL-V на руках имеется готовый к производству продукт.

flyingcar5
PAL-V Liberty в наземном режиме

Голландский летающий автомобиль оснащается двумя двигателями, один из которых предназначен для дороги, а второй – для воздуха. Их мощность составляет 100 и 200 лошадиных сил соответственно. В наземном режиме Liberty набирает скорость до 160 км/ч, а расход топлива у него составляет 7,6 литра на 100 км. В воздухе он развивает скорость до 180 км/ч, а максимальная дальность полета составляет 500 км. Чтобы подняться в воздух ему нужна взлетная полоса. Салон рассчитан на 2 человек.

Читайте также:  Женевский автосалон 2017: компания Airbus привезла автономный летающий автомобиль

Сколько стоит, когда ждать? Продажи PAL-V Liberty стартовали в феврале текущего года. Позднее в 2017-м компания приступит к выпуску пилотной партии Liberty Pioneer Edition, предназначенной для первых клиентов. Начало поставок ожидается к концу 2018-го года. Стоимость Pioneer Edition составляет $599 000. Стандартный Liberty оценят в $399 000, но комплектация у него будет победнее, чем у версии Pioneer.

Это вообще законно? В PAL-V особенно активно подчеркивают, что да. Компания отмечает, что Liberty «разработан в соответствии с существующей системой сертификации и регулирования подавляющего большинства стран мира». Летающий автомобиль имеет сертификаты Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) и американского FAA. Голландцы утверждают, что эти документы признаются во многих странах, но все же держат у себя на сайте пункт о том, что готовы вернуть деньги за Liberty, если покупателю не разрешат пользоваться им в своей стране. Как и в других случаях, этому летающему автомобилю нужна лицензия пилота и права.

Terrafugia TF-X

flyingcar7
Terrafugia TF-X в авиарежиме

Еще одно творение Terrafugia стоит особняком, поскольку в настоящее время этот проект находится на ранней стадии развития. Американская компания анонсировала его в 2013-м году и пока ей удалось дойти лишь до первых тестов прототипа, выполненного в масштабе 1 к 10. По оценкам Terrafugia, TF-X станет реальностью лишь во второй половине 2020-х.

flyingcar8
Terrafugia TF-X в наземном режиме

Срок довольно долгий, но и замысел у американцев весьма амбициозный. В отличие от существующих ныне летающих автомобилей, TF-X не понадобится взлетная полоса – у него будет возможность вертикального взлета и посадки. В воздухе им будет управлять система автопилота. Салон вместит уже не двоих, а четверых пассажиров. Максимальная дальность полета составит 800 км, а крейсерская скорость – 320 км/ч. По крайней мере, планы таковы.

Terrafugia сама признает, что нынешние законы не предусматривают существования транспортного средства, подобного TF-X. Однако компания уверяет, что ведет переговоры по этому поводу с соответствующими государственными учреждениями. Ценника у «авиамобиля» тоже пока нет, но предполагается, что он будет таким же как у топовых люксовых авто.

Итоги

Определенно, перечисленные компании сделали мечту о летающих автомобилях как никогда близкой к реальности. Конечно, их творения почти не похожи на традиционные авто, но ведь и патентованный автомобиль Бенца тоже не смахивает на современный Mercedes S-Class. Зато они открывают своим будущим владельцам возможность путешествовать как по земле, так и по воздуху, делая это в рамках закона. Да, стоят они немало, но ведь существуют и наземные автомобили, цена которых переваливает за миллион условных.

Однако есть в бочке меда и ложка дегтя. AeroMobil, Terrafugia и PAL-V, конечно, уже принимают заказы, но клиенты еще только ждут своих авиамобилей. И вот когда они, наконец, дождутся, тогда и можно будет утверждать: «Да, мы увидели, как автомобили поднялись в воздух».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.