В странах с развитым рынком страхования КАСКО оформляют 30-50% владельцев машин, а в Украине — только 2%. Наши водители в 2016 году оформили 7 млн. полисов ОСАГО и 170 тыс. договоров КАСКО. Только один из 40 человек, купивших автогражданку, заключил договор добровольного страхования. 39 остальных собственников машин волнуются об угоне, ДТП и других рисках.
Наши автомобилисты не верят в КАСКО по трем причинам. Водители считают КАСКО либо бесполезным, либо полезным, но слишком дорогим. Третья причина — опасение скрытых ограничений. Люди относятся к страхованию КАСКО с предубеждением из-за негативного опыта в прошлом или потому, что не владеют актуальной информацией.
1) КАСКО не приносит пользу. Произойдет страховой случай, но компания будет затягивать с выплатой, не компенсируют ущерб на 100% или откажется помогать в тяжелой ситуации.
Репутация компаний, которые страхуют автомобили, испорчена из-за ситуации с ОСАГО. Ради получения выплаты по автогражданке водителям приходится томиться в ожидании 3-4 месяца. Срок выплаты, средний для украинских компаний, превышает 90 дней (как положено по Закону об ОСАГО). Владельцам машин не хватает полученных денег на восстановление и иногда «недостача» достигает 30-40%. Страховщики возмещают не траты на ремонт, а материальный ущерб с учетом износа деталей машины. В отличие от срока выплаты, эту норму закона они не нарушают.
Ситуация с ОСАГО не относятся к страхованию КАСКО. Солидные компании отказались от скрытых комиссий в договорах и не затягивают выплаты по этому виду страхования. Например, компания VUSO https://vuso.ua/uslugi/kasko.html компенсирует ущерб клиентам за 7 рабочих дней — в 15 раз быстрее, чем обычно происходит выплата по ОСАГО. Скорость не влияет на объем компенсаций. В I квартале 2017 года компания выплатила клиентам по КАСКО 13,6 млн гривен.
2) КАСКО полезно, но стоит слишком дорого. Стоимость страхования КАСКО ощутимо больше, чем цены на полисы ОСАГО.
КАСКО — гарантия спокойствия владельца транспорта. Ведь чтобы ни случилось с техникой — пожар, ДТП, угон и др. — страховка компенсирует ущерб собственнику. Полис автогражданки не возмещает убытки его владельцу, а компенсирует ущерб другому водителю — пострадавшему в ДТП.
Стоимость КАСКО зависит от актуальных цен на рынке запчастей и услуг СТО. Как 5 и 10 лет назад тариф равен 5-7% рыночной стоимости страхуемого автомобиля. После обвала курса гривны стоимость добровольных страховок заметно увеличилась из-за подорожания услуг СТО и запчастей. Компании, которые предлагают тарифы ниже рыночных, — демпингуют. Это значит, что такие СК не могут без нареканий обслуживать клиентов и, возможно, не выполнят перед ними обязательства.
Страховые компании с разумной стратегией развития привлекают клиентов не заниженными ценами, а сервисом без стресса и полезными бонусами. Компания VUSO не требует от клиентов справки из полиции для урегулирования страхового случая. Она дарит автомобилистам карты технического ассистанса https://vuso.ua/uslugi/kasko.html. Команда службы поддержки выручает водителей, которым в пути нужна помощь (например, чтобы сменить пробитую шину).
3) КАСКО полезно и выгодно, но в договоре будет «что-то не так» или условия не будут соответствовать интересам клиента. Например, популярная претензия страховщиков — у машины клиента слишком большой «рабочий стаж» для страхования.
Страховые агенты тепло встречают владельцев машин с пробегом менее 5 лет. С владельцами поддержанной техники они редко находят компромисс. Большинство компаний отказывают в продаже КАСКО хозяевам машин, которые на ходу с 2010 года. При этом средний возраст легковых автомобилей в Украине составляет 20 лет. Ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, учитывая спад продаж новых авто и ажиотаж вокруг нерастаможенных машин. Компании, не отказывающие водителям открыто, настолько повышают цены на КАСКО, что страховка становится не карману потенциальным клиентам. Владельцы подержанных Skoda и Lanos чувствительнее к вопросу цену, чем покупатели новых Lexus и Volvo.
Компании, готовые застраховать технику с большим пробегом без таких ограничений, — исключение на нашем рынке. В их число входит VUSO с программой страхования для владельцев 6-12 летних машин БУКАСКО. Страховка компенсирует крупный ущерб из-за серьезного происшествия вроде угона, пожара или ДТП. Между прочим, ТОП угоняемых машин 2017 года возглавляют не Toyota или Renault, а модели с большим стажем — ВАЗ и ZAZ Daewoo. Мелкие повреждения водителю надо устранять за свой счет, но зато цена страхования ниже, а не выше, чем у обычных КАСКО.
Вы нашли в этом списке свою причину для отказа от КАСКО?