Рост онлайн-торговли стал определяющим фактором в развитии и трансформации легкого коммерческого транспорта. И, кажется, больше всего пользы от этого среднеразмерным фургонам. Действительно ли это идеальный размер?
Объем новинок, обрушившийся на сегмент среднеразмерного коммерческого транспорта в последние месяцы, и педантичность производителей в разработке новых механических и функциональных решений — барометр конкурентного климата. Класс автомобилей с максимальной массой от 2,7 до 3,2 т — единственный, где отмечен сильный рост (30% на рынках Европы) в период с 2011 по 2015 год.
Эксперты приписывают усиление влияния среднего класса комтранса развитию электронной торговли и эволюции онлайн-сервисов. Например, уменьшение времени между заказом и доставкой требует использования транспортных средств более компактных, чем классические фургоны массой от 3 до 3,5 т. Еще одно объяснение интереса производителей к средним моделям — доля пассажирских версий, которая в случае некоторых марок достигает 50% продаж.
Понятно, что фургон с перспективой использования в течение 5-6 лет не покупают внезапно. Выбор размера в данном случае — фактор фундаментальный. И чтобы понять логику производителей и их внимание к нуждам служб доставки и техобслуживания, обратите внимание на несколько общих трендов.
Происходит переосмысление рабочего объема мотора среднеразмерных фургонов — сейчас это почти всегда 1,6-2,0 л. Тут самый радикальный выбор сделал квартет Renault Trafic, Opel Vivaro, Fiat Talento и Nissan NV300 (четыре модели от одного проекта), который получил только турбодизель объемом 1598 см3 с непосредственным впрыском Common Rail. Мощность варьируется в зависимости от числа турбокомпрессоров.
Более компактные габариты — преимущество средних фургонов. Близнецы Citroen Jumpy/Peugeot Expert/Toyota Proace — яркое тому подтверждение. У них передняя часть уменьшилась на десяток сантиметров, а кроме того эти модели предлагают и в сверхкороткой версии длиной всего 4,6 м.
Среднеразмерные фургоны сохраняют очень конкурентное соотношение между габаритами и вместимостью, но при этом располагают лучшей маневренностью. А все-таки имеющиеся недостатки по части эффективности компенсируют с помощью проемов в перегородках между кабиной и грузовым отсеком или складных кресел.
Такие опции позволяют, соответственно, размещать тонкие длинномеры, вроде труб или стремянок, или же получать дополнительное место под груз в кабине, что пока недоступно крупным фургонам. Главным недостатком последних по сравнению с более мелкими собратьями остается большая на 10-15 см ширина, что довольно важно при движении по городу и при парковке.
Меньшие затраты на эксплуатацию, более компактные габариты, более легковое поведение, рост грузоподъемности: новые фургоны среднего класса предлагают немало преимуществ при условии, что покупатель научится оптимальнее использовать меньшее погрузочное пространство.
Самым же разумным выбором для служб доставки станет комплектация со стеллажами, что существенно упрощает погрузку и опознавание товаров. Средняя и высокая крыша позволила бы стоять внутри в полный рост или перемещать коробки, но фургоны с высотой потолка более 1,7 м – редкость, так как в них нет большой необходимости: слишком высокие грузы, которые в ходу редко, перевозят или на открытых платформах или на грузовиках. Да к тому же вариант с приподнятой крышей стоит оценивать и с точки зрения доступа в подземный и многоэтажный паркинг — такой фургон пройдет не везде.