Модульная платформа автомобиля: что это такое и чем она выгодна

0
63

Запущенная Volkswagen пять лет назад практика общей гибкой базы для моделей разных классов и размеров получает все более широкое применение и у других производителей.

Уже десятки лет мы привыкли думать, что кузов автомобиля представляет собой единое целое. Однако с точки зрения разработки и производства все выглядит иначе: в основе машины лежит платформа, которая является отдельным и главным компонентом и на которой затем автомобиль создается целиком (иными, словами, является основополагающей всех компонентов и элементов, которые крепятся на нее). И если раньше у каждой машины была своя архитектура, то теперь все изменилось.

В последние годы все глубже укореняется практика использования одной и той же базы для автомобилей, разительно отличающихся внешностью, размерами и классом. Базу стало возможно расширять и удлинять настолько, насколько нужно. Это практикуют не только колоссы вроде Volkswagen, который в 2015 году выпустил десять миллионов автомобилей на сотне разбросанных по всему миру заводах, но и производители гораздо более скромного калибра, такие как Volvo и Subaru. Японская фирма последней на данный момент объявила о разработке общей новой архитектуры, которая заменит сразу три, применяющиеся до сих пор.

5560-160-1.1-160.AA

Создание разных автомобилей одного класса на единой платформе не новость: так, на базе Fiat Тіро появились Tempra, Alfa Romeo 155, Lancia Delta и Dedra. При таком подходе немалая часть оборудования для штамповки деталей становится общей для всех моделей, что приводит к заметному сокращению затрат на разработку и производство.

audi-a3-8v-mqb-sportback-sline-61-960x480

В 2012 году Volkswagen сделал качественный шаг вперед, представив модульную платформу MQB для автомобилей с поперечным расположением двигателя, которую впервые применили на Audi A3. База, колеи, ширина, передний и задний свесы — все эти размеры у MQB могут меняться. Единственный фиксированный параметр — расстояние от оси передних колес до передних стоек. Так что на одной архитектуре получается строить очень разные между собой автомобили, например Volkswagen Golf и Skoda Kodiaq.

Читайте также:  Большие перемены: автомобили Opel получат французские моторы

DB2012AL00067_medium_1_1

Если унифицировать многие элементы, можно сэкономить как на инвестициях, так и на времени, необходимых для разработки новой модели. Например, с внедрением MQB произошла унификация креплений передней панели — до этого кронштейны у каждой модели были свои (см. картинку выше; текущие = старые).

MQB позволяет легко и быстро изменять колесную базу
MQB позволяет легко и быстро изменять колесную базу

Применение модульных платформ позволяет брать на вооружение системы и технические решения, которые в случае отдельной разработки для каждого класса оказались бы слишком дорогими. Ведь общие элементы на самом деле не ограничиваются металлопрокатом и подвеской, как можно было бы подумать. Они включают также многочисленные функциональные модули — климатическую систему, электронную и электрическую архитектуру, а также, естественно, моторы и трансмиссию. На них обычно приходится до 60% всех производственных затрат.

Логично, что стандартизация деталей, не связанных со стилем и неотличимых клиентами, позволяет получать заметную экономию.

Альянс Renault-Nissan оценил снижение затрат на разработку в 30-40%, а на создание компонентов — на 20-30% за счет внедрения структуры Common Module Family. Она предусматривает применение взаимозаменяемых модулей для производства 14 моделей разных размеров и характеристик. Платформа же MQB, согласно различным финансовым исследованиям, позволит Volkswagen сэкономить 14 млрд евро до конца 2019 года и на 30% уменьшить время на сборку каждого автомобиля.

Читайте также:  Уникальный Volkswagen XL1 выставлен на продажу. Фото
Платформа Common Module Family альянса Renault-Nissan технически не является общей, но предусматривает применение больших модулей (двигатель/ коробка, центральная часть кузова, передний модуль с подвеской, задний подрамник), электронной и электрической архитектуры. Эти элементы можно комбинировать для создания разных моделей, что сокращает затраты на разработку и производство.
Платформа Common Module Family Renault-Nissan технически не является общей для всех моделей альянса, как у Subaru, но предусматривает применение больших модулей (двигатель/коробка, центральная часть кузова, передний модуль с подвеской, задний подрамник), электронной и электрической архитектуры. Эти элементы можно комбинировать для создания разных моделей, что сокращает затраты на разработку и производство.

К этому добавляется сокращение времени на разработку новых моделей, повышение качества за счет унификации компонентов и возможность расширить гамму, поскольку прибыльными могут стать и автомобили, выпускающиеся малыми сериями.

Модульная платформа MQB Volkswagen для моделей с поперечным расположением двигателя стала первой, позволившей менять главные размеры для создания различных моделей. Большая гибкость, которую предлагает модульная платформа MQB Volkswagen, позволяет применять двигатели, работающие от различных энергоносителей. Еще на первой стадии разработки предусматриваются зоны для размещения отдельных элементов техники, резервуаров и аккумуляторов.
Модульная платформа MQB Volkswagen для моделей с поперечным расположением двигателя стала первой, позволившей менять главные размеры для создания различных моделей. Большая гибкость, которую предлагает модульная платформа MQB Volkswagen, позволяет применять двигатели, работающие от различных энергоносителей. Еще на первой стадии разработки предусматриваются зоны для размещения отдельных элементов техники, резервуаров и аккумуляторов.

Преимущества, гарантированные применением модульной платформы, обусловили ее распространение. Примеру концерна Volkswagen последовал уже упомянутый альянс Renault-Nissan (хотя он и использует другой подход), а затем группа PSA, объявившая в 2013 году о создании ЕМР2 (Efficient Modular Platform). Концерн BMW использует UKL для переднеприводных моделей (MINI, Active Tourer, Gran Tourer и X1) и CLAR для заднеприводных (BMW 7, 5 Series и др.), в то время как Toyota перешла на TNGA (Toyota New Global Architecture) с выходом С-HR и четвертого поколения Prius, a Volvo разработала SPA (Scalable Product Architecture) для моделей 90-й серии и СМА для моделей поменьше. Последней пошла этой дорогой Subaru с SGP.

Платформа SGP (Subaru Global Platform) - новая база, на которой станут строить все будущие модели японской марки. Она придет на смену сразу трем архитектурам, применяющимся ныне. Платформа жестче на 70%, на ней можно создавать гибридные и электрические версии моделей.
Платформа SGP (Subaru Global Platform) — новая база, на которой станут строить все будущие модели японской марки. Она придет на смену сразу трем архитектурам, применяющимся ныне. Платформа жестче на 70%, на ней можно создавать гибридные и электрические версии моделей.

Subaru-Global-Platform-03

Их примеру последуют и остальные — всем нужно экономить на разработке и производстве в ситуации, когда сама конструкция автомобиля постоянно усложняется ради соответствия нормам безопасности и охраны окружающей среды. Экономия от применения модульных платформ станет определяющей в ближайшие годы. И скоро мы увидим следующий шаг: более глубокую интеграцию гибридных и традиционных силовых установок.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.