«МоторМания» провела тест-драйв Nissan Leaf, оснащенного батареей емкостью 30 кВт·ч. На что способен самый популярный в Украине электромобиль с таким оснащением?
Не нужно искать статистические выкладки, чтобы с уверенностью утверждать: Nissan Leaf – самый популярный в Украине электромобиль. С недавних пор сотни пучеглазых Лифов чинно катятся в потоке, практически никогда не нарушая скоростной режим. И дело вовсе не в том, что приверженцы эко-технологий – все сплошь образцовые граждане. Просто поговорка «тише едешь – дальше будешь» будто специально рождена для электромобилей нашего времени. Запас их хода по-прежнему серьезно уступает собратьям с бензиновыми и дизельными моторами, а также в немалой степени зависит от динамики движения. Но, ситуация понемногу меняется – сегодня мы познакомим читателей с обновленным Leaf’ом, в котором установлена новая батарея, большей емкости. Теперь это 30 кВт· ч вместо 24 кВт· ч, которыми располагал Leaf ранее. Что это ему дает?

Обновленный Nissan Leaf почти дотянулся до двух сотен километров пробега. И это честные километры, с небольшими оговорками. Первая – мы тестировали электромобиль майским днем, при температуре воздуха около 20 градусов Цельсия. Зимой, когда столбик термометра опустится в отрицательную зону, запас хода однозначно сократится, потому что физику нельзя обмануть. Вторая оговорка – после включения климат-контроля от запаса хода, отображаемого на панели приборов, сразу минусуются 15 километров. Включение других потребителей энергии – головного LED-света и мультимедийной системы – Лиф не замечает.
Применение новой тяговой батареи привело к доработкам системы ее охлаждения; теперь звук вентиляторов, гоняющих воздух, сопутствует электромобилю в любом ритме движения. Впрочем, в салон этот шум не пробивается. Кроме того, ниссановцы доработали систему рекуперации энергии при торможении. Поверните джойстик, отвечающий за переключение режимов трансмиссии, в положение «В» – и ваш Лиф будет активно «клевать носом» сразу после того, как вы снимете ногу с педали акселератора. Наш эксперимент показал, что в режиме максимальной рекуперации два-три торможения перед светофорами, когда электромобиль замедляется с 60 км/час до полной остановки, дарят еще 1 километр пробега.

Мы гоняли Лиф немилосердно. Зеленый свет, правая педаль в пол, нервное жужжание электромотора, злобное моргание антипробуксовки и понеслась! К черту стереотипы, электротяга рулит! Разгон с максимальной эффективностью до разрешенных (и не только) скоростей, затем энергичное торможение. В таком режиме Nissan Leaf проехал 50 километров, а показатель запаса хода сократился на 67 километров. Почти сорок процентов разницы! Мы уже были готовы повесить на лицо скептическую улыбку, но после прекращения «скачек» Лиф отреагировал почти мгновенно. Спустя пару километров неспешного драйва он добавил к запасу 10 километров и отчасти реабилитировался. В итоге, можно утверждать, что даже при самом агрессивном стиле езды вы сможете преодолеть на Nissan Leaf с новой 30-киловатной батареей полторы сотни километров на одной зарядке. А будете экономить – вплотную подойдете к показателю «200».
Кстати, о зарядке. Для пополнения тяговой батареи мы воспользовались так называемой «ускоренной» зарядкой, расположенной на одной из крупных столичных АЗС. От бытовой розетки ее отличает большая мощность и, соответственно, лучшая эффективность. Услуга абсолютно бесплатна. За минуту до нашей попытки встать на отведенное под электромобили пространство на него «нырнула» Skoda Octavia. Но, увидев в зеркале заднего вида ошарашенный взор Leaf’a, «динозавр» с ДВС-ом любезно уступил нам место. Это был эпичный момент: так сто лет назад автомобили выселяли с дорог конные экипажи. Теперь пришло время подвинуться самим. За 60 минут пребывания на «ускоренной» зарядке Лиф пополнил запас хода на 40 километров, а заряд его батареи увеличился на 21 процент.

Нелирическое отступление об отечественной сети электрозаправок
На сегодняшний день сеть публичных зарядных станций в Украине насчитывает несколько сотен устройств. Львиной долей из них можно пользоваться абсолютно бесплатно.
Зарядные станции можно «отследить» на сервисе plugshare.com. Кроме точного местоположения живительного источника электроэнергии, на этом сайте можно, например, посмотреть какие из них свободны, а какие – нет. Правда, эта функция доступна не для всех зарядок, а лишь тех, которые имеют соответствующее программное обеспечение.
Существует три типа зарядок – обычные (медленные, они же ночные), ускоренные и быстрые. Первые заряжают электромобиль за 7-12 часов, вторые – в зависимости от зарядного устройства электромобиля – за 1-8 ч, а третьи – за 30 мин, но до 80%. Самой массовой зарядкой в Украине является ускоренная – с ее помощью мы и подзаряжали тестовый Nissan Leaf. Конкретно мы использовали 22-киловаттное устройство KeContact P20 Type 1,2. Оно позволяет полностью зарядить японский электрохетч примерно за пять часов. При желании такую зарядку можно установить у себя дома; в Украине ее можно купить за 1050 евро (по состоянию на май 2017 года).
На дороге обновленный Nissan Leaf остался прежним. Его бесшумное движение нарушает только тихий посвист силового агрегата да шлепки шин по асфальту. Поскольку электромотор отдает максимальный крутящий момент с самого старта, Лиф очень резв. Семейный до мозга костей хетч достигает 100 км/час за 7.4 секунды! К моменту, когда Листок (от англ. leaf – лист) уже останавливается на очередном светофоре, накапливая энергию на торможении, абстрактная Королла (с «могучим» литровым двигателем) кряхтя, отчаливает от предыдущего перекрестка. И все же, чего-то в нем не хватает…
Понял! Nissan Leaf напрочь лишен адреналина. Во-первых, из-за низкого центра тяжести, определяемого массивной батареей, японский электрохетч практически не кренится в поворотах. Уже и резина свистит, а он как ехал блином по дороге, так и едет. Во-вторых, у него невесомый и совершенно лишенный обратной связи руль. В-третьих, когда ты собираешься ускориться с 40 км/час до 100 км/час и вжимаешь акселератор в пол, то пропитанный бензином организм ожидает рыка мотора. А в ответ – тишина. Ни тебе приседания на корму, ни толчка в спину. Ни-че-го. Только замельтешили цифры спидометра и столбы замелькали быстрее.
Money, money, money
Все, кто задумываются о покупке электромобиля, должны взять в руки калькулятор и оценить экономическую эффективность потенциальной покупки. А мы вам в этом поможем. Для начала возьмем за аксиому два допущения. Первое: электромобиль заряжается бесплатно. Это маловероятно на практике (хотя и возможно), поскольку при длительной эксплуатации вы не сможете бесконечно «окучивать» бесплатные общественные пункты подзарядки и точно не избежите зарядки от домашней сети. И получите счет от электрогенерирующей компании.

Но мы делаем это допущение по той причине, что отечественные тарифы на электроэнергию существенно отличаются. Они зависят от лимитов, времени суток, типа потребителя и т.п. Какой из них взять – ответить невозможно. Второе допущение: оценка эффективности владения Nissan Leaf будет сделана в сравнении с автомобилем близкой стоимости, а расход топлива оппонента будет принят за 6 литров на 100 километров.
Итак: при цене топлива 25 гривен за литр каждые 100 километров пробега на электромобиле будут приносить 150 гривен экономии. Это очевидно, поскольку 25 грн. х 6 литров = 150 грн. Значит, каждая тысяча километров пробега за рулем Nissan Leaf принесет 1500 гривен экономии, а сто тысяч километров дадут эффект на уровне 150000 гривен.
Теперь представим себе пятилетнюю эксплуатацию, в ходе которой электромобиль преодолеет 200 тысяч километров (по 40 тысяч км ежегодно). Этот цикл сбережет 300000 (триста тысяч) гривен, не потраченных на топливо. Добавим, что за пять лет эксплуатации обычного автомобиля вы неизбежно «похудеете» не менее чем на 60000 гривен, которые осядут в карманах СТО, проводивших плановое техническое обслуживание. Аналогичное ТО для электромобиля обойдется дешевле, в силу простоты его устройства. Здесь, например, отсутствует сложная трансмиссия, вместо которой используется элементарный одноступенчатый редуктор.

Поэтому, отведем на плановое техобслуживание Лифа 30000 гривен за пятилетний срок. В совокупности, разница эксплуатационных затрат в нашем примере составила 330000 (триста тридцать тысяч) гривен. Аплодисменты? Не торопитесь, есть еще подводные камни. Дело в том, что после пробега в двести тысяч километров тяговую батарею электромобиля придется заменить, с вероятностью 90 процентов. Таков ее ресурс, причем с оптимистичной точки зрения. Стоимость новой оригинальной батареи для Ниссан Лиф на сегодня составляет около 5 тысяч евро, то есть примерно 150 тысяч гривен. Почти половину экономической эффективности как корова языком слизала! В остатке – 180 тысяч гривен экономии.
Далее, отъездив пять лет, мы отправляемся на авторынок. Я продаю пятилетний дизельный Гольф, на котором можно доехать из Киева до Мукачево на одном баке, а вы – Ниссан Лиф, путешествующий от розетки к розетке.
Наши комплектации похожи: тут вам и климат-контроль, и множество систем безопасности, превосходные LED-фары, продвинутая мультимедийная система и другие «плюшки»; размеры салона и багажника также принципиально не отличаются. Опираясь на данные крупнейших интернет-площадок по продаже бывших в употреблении автомобилей, можно констатировать, что за дизельный Гольф-2012, как и за пятилетний Лиф, просят примерно одинаковую сумму – 9-10 тысяч долларов. Цикл замкнулся.
Резюме
Уже сейчас экономическая эффективность от использования электромобиля имеется; его эксплуатация обходится примерно на 1000 долларов в год дешевле, чем аналогичного автомобиля с ДВС. Оговорки: вам есть где заряжать электромобиль (читай: вы живете в загородном доме) и это второе транспортное средство в семье, на котором вы не планируете путешествовать по городам и весям. Учитывая темпы развития источников накапливаемой электроэнергии можно предположить, что проблема малого пробега вскоре будет решена. Подтверждением электро-перспектив можете считать знаковое сообщение о том, что продажи дизелей в Европе идут на спад. И замещает эти объемы именно электротяга.
Несколько слов о перспективах
Обратите внимание, что экспансия электромобилей в Украине происходит на фоне полного равнодушия властей. Да, мы добились отмены таможенной пошлины на электротягу, но уже который год законопроекты об отмене НДС и акциза для экологичного транспорта кочуют коридорами Верховной Рады. Впрочем, это не удивительно. Удивительно другое: ни один из колесящих по стране Лифов (и Тесла с ними) не попал в Украину официально.
Все Nissan Leaf проникают на родные дороги усилиями неофициальных дилеров, покупающих электромобили, в основном, в США. А значит, полноценная гарантия им пока не «светит». Пионером в этом вопросе готовится стать Renault: французы уже объявили о скором старте официальных продаж электрического Renault Zoe, а их эксперты вовсю колесят по Украине, оценивая актуальную сеть электрозаправок и строя планы по их расширению. Кстати говоря, Nissan Leaf второго поколения, выход которого на арену ожидается в конце текущего года, построен на одной платформе с Renault Zoe. Ему обещана тяговая батарея 60 кВт·ч и пробег около 400 километров.
А первому Лифу уготована судьба первопроходца. Символа, опередившего время. Самый массовый электромобиль периода раннего накопления электронов. Пройдет десятилетие, и обыватели будут с улыбкой говорить о его технических характеристиках, как сейчас вспоминают первые смартфоны. Но он еще поборется. Мы в него верим.
Тест-драйв Nissan Leaf проведен при содействии компании «Рік авто». Отдельную благодарность выражаем Михаилу Горину.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.