Детройтский Мерлин: жизненный путь и успехи отца автоиндустрии Генри Форда

0
45

В этом году (7 апреля) исполнилось 70 лет со дня смерти одного из отцов-основателей автопрома Генри Форда. Мы вспоминаем увлекательный жизненный путь и выдающиеся достижения человека, которого смело можно назвать Илоном Маском прошлого века.

Если последние лет 5 вы не жили отшельником в дебрях амазонки и при этом пребывали в здравом уме, то наверняка вам доводилось слышать имя Илон Маск. Талантливый предприниматель, основавший успешный бизнес, и не менее талантливый изобретатель, чьи творения являются одновременно предметами вожделения и необходимости. Сотню лет назад такой же славой гремело имя Генри Форда.

Форд родился 30 июля 1863 года неподалеку от города Дирборн, население которого и сегодня не дотягивает до 100 тысяч человек, а тогда было и того меньше. Родители его были фермерами, у которых помимо Генри было еще 4 ребенка. Но не стоит считать, что семья Фордов была бедной и обездоленной. Она была скорее обычной. Честный труд, приносящий честный заработок, которого вполне хватало на честную жизнь.

hford2
Ферма семейства Фордов в Дирборне

Однако Генри такой уклад был не по душе. И дело не в том, молодой человек рвался вырваться из провинции ради наживы. Просто Генри неприязненно относился к самой идее тяжелого труда, приносящего несоизмеримо меньшую выгоду, которым сопровождалась жизнь на ферме. Он считал, что подобную работу можно делать эффективнее. Со временем такой рациональный подход сыграет решающую роль в становлении Ford Motor Company.

henryford2
Портрет Генри Форда в 20-летнем возрасте

Но это произойдет позднее, а пока практичный склад ума Генри находит выход в увлечении механикой. Как уверял сам Форд, на его судьбу повлияло два события, случившихся в годы жизни на ферме: встреча с локомобилем и подаренные отцом часы. С тех пор все помыслы Форда начали вращаться вокруг машин, что приходилось не очень-то по вкусу его отцу, желавшему видеть своего сына фермером. Тем не менее, это не стало преградой для Форда.

Последующие годы были для Генри насыщенными: он успел покинуть родной дом ради работы в механической мастерской, вернуться, обзавестись лесопилкой (с подачи отца, конечно) и жениться на Кларе Брайант, ставшей его пожизненной спутницей.

Все это время Форд не прекращал свои эксперименты в области механики, одержимый идеей создания самодвижущегося экипажа. Впервые его мечты были воплощены в жизнь в 1893-м году, когда на свет вышла его первая «газолиновая тележка», а затем в 1896-м, когда был построен «Квадроцикл Форда» – 4-колесное транспортное средство с 2-цилиндровым 4-сильным мотором, способное разгоняться до 32 км/ч.

В эти годы Форд работал в Электрической компании Эдиссона, а автомобили конструировал в свободное время в частной мастерской. Инженерные таланты Генри пригодились ему на этой службе, и он вполне мог бы построить карьеру у Эдиссона, но руководство, убежденное в перспективах электричества, потребовало от Форда оставить свои эксперименты с ДВС. Взамен ему предлагали высокий пост, но будущий магнат не отказался от своей страсти и в 1899-м покинул компанию. Так начался большой путь Форда к созданию автомобильного бизнеса.

henryford3
Генри Форд и Томас Эдисон, у которого основатель Ford начинал свой путь

FoMoCo

До появления Ford Motor Company еще было несколько лет, но Форд уже взял курс на основание автомобильной компании. Вместе с группой предприимчивых людей в 1899-м он основал Detroit Automobile Company, но компаньоны ему попались не подходящие. Форд, как энтузиаст автомобильного дела, стремился совершенствовать конструкцию своего «самохода», превращая его в желанный продукт для широкого круга покупателей, а его партнеры хотели грести деньги и быстро.

В итоге получилось, что никто не получил желаемого результата, и уже в начале 1901-го компания потерпела крах. Грандиозное начинание едва не закончилось фиаско, однако Форд нашел способ спасти положение. Автомобильная индустрия тогда находилась в зародышевой стадии, но в моду уже начали входить спортивные состязания. Форда не особо интересовала скорость, но он все же внял настроениям толпы и вызвал тогдашнего гоночного чемпиона Америки Александра Уинтона на поединок, одолев его на автомобиле собственной конструкции.

Читайте также:  Линейка атлетов: Ford представила обновления для серии Mustang Lineups, ST и RS
henryford5
Ford 999 — модель, при помощи которой был повержен Александр Уинтон

Победа вновь привлекла внимание инвесторов и на основе Detroit Automobile Company была основана новая компания Henry Ford Company. Впрочем, и она продержалась недолго, поскольку Форд так и не нашел компромисса с инвесторами, алчущими выгоды, и спустя всего несколько месяцев покинул компанию, прихватив свое имя. К слову, предприятие, покинутое Генри, не кануло в лету, а продолжает жить и сегодня под названием Cadillac.

Форд тоже без работы не остался и 16 июня 1903-го года вместе с торговцем углем Александром Малькольмсоном, братьями Додж (которые позднее основали одноименный автомобильный бренд) и еще несколькими инвесторами основал ту самую Ford Motor Company, ныне известную просто как Ford. Первые автомобили новорожденного бренда тоже назывались просто – по алфавиту, начиная с «А», точнее Model A, которая вышла на свет в том же 1903-м году. Затем была Model C, Model F и Model N с его производными Model R и Model S.

henryford11
Этот Ford Model A считается старейшим автомобилем американского бренда, дожившим до наших дней

С каждой новой моделью Форд становился все ближе к своей мечте – доступному автомобилю для широких масс. Об этом свидетельствует рост тиражей фордовских автомобилей – от 1700 у Model A до более чем 13000 у Model N (вместе с R и S). Однако все это было лишь прелюдией, краткой увертюрой перед настоящим действом, которое началось с появлением Ford Model T.

Не МОНО Лиза      

Ярлык «легенда», в принципе, можно прикрепить к любому предмету или явлению, которое просуществовало дольше 24-х часов, и было известно более чем одному человеку, но Ford Model T – как раз тот случай, когда более точного описания и не подберешь. Этот автомобиль не только поставил на колеса Америку. Он стал отправной точкой в развитии мировой автоиндустрии в ее современном понимании.

Первый экземпляр Model T выехал за ворота фабрики в Детройте 27 сентября 1908-го. Это был современный, довольно надежный, простой в обращении и ремонте автомобиль, способный разгоняться до 72 км/ч. А главное – он был доступен. Стоимость Model T в ранние годы составляла 850 долларов (порядка $21000 в наше время), но уже к 1916-му его цена упала до 360, а в 20-х годах Model T можно было приобрести всего за 260 долларов.

Для примера, в 1914-м году рабочий на заводе Ford, при выполнении определенных условий, поучал 5 долларов в день (сумма по тем временам беспрецедентная, но речь не об этом). Таким образом, при цене автомобиля порядка 500 долларов ему бы потребовалось меньше года, чтобы стать владельцем Model T. Другими словами, Форд предложил идеальное соотношение цена-качество для продукта, который к тому же был тогда инновационным и практичным.

Сочетание всех этих факторов, вполне закономерно, привело к фантастическому росту популярности Model T. В первый полный месяц производства компания Ford построила всего 11 экземпляров модели, а спустя 17 лет выпускала по 10000 в день. Это был «народный автомобиль», который любили и ласково называли «Жестянкой Лиззи».

Когда Лиззи в 1927-м году завершала свой жизненный путь, ее тираж уже перевалил за отметку в 15 миллионов экземпляров. Этот рекорд был побит только в 1972-м году другим народным автомобилем Volkswagen Beetle, но немецкому жучку потребовалось на это 34 года, в то время как Model T управилась за 19 лет. К слову, известно, что печально известный куратор создания автомобильного бренда Volkswagen Адольф Гитлер весьма уважительно относился к Генри Форду и даже держал его портрет в своем кабинете.

henryford6
Эдсель Форд с отцом выезжают за ворота завода в Хайленд Парке на 15-миллионном Model T

Как бы то ни было, но с выпуском Model T Генри, наконец, осуществил свою давнюю мечту – создал доступный автомобиль, ставший достоянием масс, и вместе с тем сумел реализовать другую идею, занимавшую его голову еще со времен жизни на ферме. Он нашел способ, как сделать человеческий труд максимально эффективным, применив новейшие технические достижения.

Линия успеха

Чтобы сразу расставить все точки над «i» нужно начать с того, что Генри Форд НЕ изобретал конвейер. Он научил мир правильно его использовать. Как уже упоминалось, «народный автомобиль» Форда пользовался бешенным спросом, который нужно было удовлетворять. Методы, применявшиеся на заводах Ford Motor Company на заре ее существования, с подобной задачей справиться не позволяли.

Читайте также:  Ford Performance и Microsoft вместе покажут историю GT в виртуальной реальности

Решение нашлось в 1913-м году. На заводе компании в Хайленд Парке был впервые применен конвейер. Он был весьма прост, если не сказать примитивен. Помещенное на ленту шасси автомобиля просто тянули за веревку вдоль ряда сборщиков. Тем не менее, подобная инновация позволила значительно ускорить процесс производства авто. В 1914-м году автомобили компании Ford выпускались со скоростью 93 единицы в минуту, в то время как ранее этот показатель составлял 28 ед/мин.

henryford12
Сборочная линия на заводе в Хайленд Парке

Впрочем, эффективности производства Форду удалось достигнуть не только за счет внедрения технологических новшеств, но и умелого менеджмента. Магнат разделил сложный производственный процесс на ряд простейших задач, чем существенно снизил трудовые затраты, поскольку мог заменить высококвалифицированных, а значит, и высокооплачиваемых специалистов более дешевой рабочей силой. В то же время Форд установил более высокую заработную плату и допустил участие своих работников в прибыли компании, то есть распределял определенную долю чистых доходов Ford Motor Company между сотрудниками под видом прибавок и прочих бонусов. Наконец, он сократил рабочий день с 10 часов до 8, а рабочую неделю – до 48 часов.

Однако пряник, как водится, шел в ногу с кнутом. На предприятиях Ford Motor Company была введена жестка трудовая дисциплина, которая распространялась даже на личную жизнь сотрудников. Вышеупомянутые 5 долларов рабочий мог получать только в том случае, если он тратил их на семью или копил на покупку автомобиля Ford, а не пропивал или проигрывал в азартные игры. За дисциплиной следил специальный отдел, который мог запросто наведаться с проверкой домой к любому сотруднику. Впрочем, позднее Форд оказался от столь активного вмешательства.

henryford8
Условия работы, которые предлагал Генри Форд на своих предприятиях не могли не привлечь внимания многочисленных соискателей

Таким образом, заводы Генри оказались наиболее технологически продвинутыми и наиболее привлекательными для персонала, который готов был смиренно трудиться на благо компании ради высокой зарплаты. Совокупность этих факторов принесла Форду баснословное состояние, а его подход к организации массового производства даже получил собственное название – Фордизм. Однако головокружительный успех должен был когда-нибудь закончиться.

На первый-второй

Компания Ford не могла вечно кататься на волне популярности «Жестянки Лиззи», что стало очевидно уже в середине 20-х, когда на рынке Америки все больший вес начал набирать другой игрок – General Motors. К тому времени GM уже усвоил фордовский принцип массового продукта, но, в отличие от своего конкурента, стремился разнообразить свою продукцию. Ford Motor Company стала напоминать престарелого хищника – недостаточно быстрого, недостаточно голодного с недостаточно острыми зубами.

В 1927-м году Генри Форд наконец признал, что Америка требует новый фордовский автомобиль и вывел на рынок новый Model A. Автомобиль, конечно, был на ура воспринят публикой, но повторить успеха Model T не смог. В итоге GM перехватил инициативу и на долгие-долгие годы отодвинул Ford на второе место.

henryford10
Генри Форд покупает бренд Lincoln у Генри Лиланда — человека, который перехватил у него Henry Ford Company и превратил ее в Cadillac

Для компании это не стало крахом. В конце концов, Ford и сегодня является одним из ведущих игроков мирового рынка. Просто автопроизводителю уже не удалось достичь того величия, как раньше. Сам Форд пережил несколько ударов в 30-х и покинул этот мир в 1947-м, на 4 года пережив своего сына Эдселя.

hford1
Для довершения образа волшебника Генри Форду, пожалуй, не хватает только бороды

Когда гладишь на один из поздних портретов Генри Форда, на этот высокий лоб, оттопыренные уши, острый подбородок, длинный нос и колкие глаза, воображение невольно рисует образ волшебника из сказок. Что ж, если этот человек и не был волшебником, то уж точно обладал даром видеть волшебство. Генри Форд сумел разглядеть магию автомобиля и поделился ею не только с Америкой, но и со всем миром.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.