Уже не один день украинские пользователи соцсетей рассказывают о неудачных попытках устроиться на работу, поступить в ВУЗ или даже выйти замуж. «МоторМания» решила поддержать флешмоб и выяснила, кто из выдающихся деятелей автоиндустрии мог бы поделиться историей c хештегом #меняневзяли.
Илон Маск – Tesla
В 1995-м году Илон Маск был молодым выпускником Пенсильванского университета и мечтал устроиться в IT-компанию Netscape. Он направил туда резюме, но так и не получил никакого ответа. Тогда будущий основатель Tesla и SpaceX лично наведался в офис компании, но не продвинулся дальше вестибюля. И дело не в том, что Илона не пустили. У него просто не хватило смелости заговорить.
«Я просто стоял в вестибюле, это было довольно постыдно, — вспоминает Маск. – Я просто стоял там, пытаясь заметить того, с кем я мог бы поговорить, но я просто не смог. Я слишком боялся заговорить с кем-либо. Так что я ушел».
Чего достиг Илон сегодня, знает каждый, у кого есть доступ к интернету. Он показал миру, что электромобили могут быть предметом мечтаний. Он изменил облик космической индустрии. Он пообещал доставить человека на Марс в ближайшие 10 лет.
Да и от былой неуверенности не осталось и следа. Сегодняшний Маск чуть ли не на спор соглашается решить энергетические проблемы целого австралийского штата через Twitter и не скрывает своего намерения построить колонию на Красной Планете. А что Netscape? Она не существует уже более 10 лет.
Ли Якокка – Ford/Chrysler
Один из самых выдающихся топ-менеджеров в истории американского автопрома появился на свет и повзрослел в сложное время. Ли Якокка окончил школу в 1942 году, когда планету сотрясала Вторая мировая война. Юноша захотел вступить в ряды вооруженных сил, однако этому желанию не суждено было исполниться.
Дело в том, что несколькими годами ранее Якокка переболел ревматизмом, в следствие чего был признан негодным для военной службы. Когда Ли не взяли в армию, он пошел учиться. Сперва он получил степень бакалавра инженерии в Лихайском университете, а затем стал магистром в Принстоне. Образование открыло ему дорогу в Ford, где он построил весьма успешную карьеру, вершиной которой стал пост президента, занятый Якоккой в 1970-м.
Хотя Ли отдал Ford немало лет, его звездным часом стала работа в Chrysler. Он перешел туда в 1978-м после конфликта с Генри Фордом II, который привел к увольнению Якокки. В то время Chrysler переживал не лучшие годы и стоял на грани банкротства. Всего за 6 лет Ли превратил компанию из почти банкрота и должника (для возрождения Chrysler Якокка взял у государства кредит в размере $1,5 млрд) в преуспевающего автопроизводителя с прибылью на уровне $2,4 миллиарда.
Таланты Якокки были замечены даже в Белом доме – в 82-м президент Рональд Рейган пригласил Якокку возглавить комитет по сбору средств на реконструкцию самой статуи Свободы. Пресса также любила главу Chrysler. Его называли «живым воплощением американской мечты» и даже «секс-символом Америки». А ведь всего этого могло и не быть, если бы Якокка все же попал в армию и сгинул на войне подобно его многочисленным ровесникам.
Энцо Феррари – Ferrari
Виллы, яхты и спортивные автомобили Ferrari – это ли не самое простое и очевидное представление о роскошной жизни. А ведь подобного клише могло бы и не быть, если бы в свое время молодой Энцо Феррари получил работу, на которую он претендовал.
Ранние годы жизни будущего основателя Ferrari были весьма нелегкими. К 20-летнему возрасту Феррари пережил смерть отца и брата, прошел через ужасы Первой мировой войны, преодолел серьезную болезнь лишь для того, чтобы получить очередной удар судьбы. В 1918-м Энцо попытался устроиться в Fiat, но получил отказ.
Что ж, как поется в песне: «Ты не всегда получаешь, чего хочешь, но иногда, если постараешься, получишь то, что тебе нужно». За последующие 20 лет Энцо добьется успехов в автоспорте, учредит гоночную команду Scuderia Ferrari и газету Corriere dello Sport, а в довершении всего выпустит на свет первый автомобиль Ferrari.
Да и Fiat в конечном счете обратит внимание на Феррари. Но уже не как на молодого человека, желающего найти работу, а как на владельца преуспевающего бизнеса. Итальянский концерн постепенно возьмет компанию Ferrari под свой контроль, и долгие годы бренд будет жемчужиной в короне Fiat. Что касается самого Энцо, то он заработает статус легенды мирового автопрома, жизненным путем заинтересуется даже Голливуд.
Соитиро Хонда – Honda
Каким вы представляете японского бизнесмена? Вероятно, это немолодой молчаливый безупречно одетый человек, за плечами которого имеется хорошее образование и долгие годы успешного карьерного роста. Что ж, возможно, в Стране восходящего солнца хватает предпринимателей, которые могли бы поделиться подобной историей, но у Соитиро Хонды она была несколько иной.
Основатель Honda начал трудиться с очень юного возраста. Уже в 15 лет по окончании средней школы Соитиро устроился подмастерьем в токийскую автомастерскую Art Shokai, где зарекомендовал себя как талантливый механик. Так что уже через 6 лет Хонда смог открыть филиал Art Shokai в городе Хамамацу, а к 30 годам открыл собственный бизнес – фирму Tokai Seiki Heavy Industry.
Соитиро собирался выпускать и продавать поршневые кольца, начало его деятельности было неудачным. Хонда сделал первую партию колец для самой Toyota, но его продукцию отвергли. Из 50 колец, доставленных японскому автопроизводителю, он принял только 3.
Впрочем, Хонда извлек ценный урок из этой неудачи. Он осознал, что несмотря на талант, ему все же не хватает определенных знаний. Тогда он поступил в технологическую школу Хамамацу и продолжил свой путь, который со временем приведет его к основанию Honda Motor Company. Вот так Toyota не то чтобы породила одного из своих основных конкурентов, но точно приложила руку к его появлению.
Генри Лиланд – Cadillac/Lincoln
Ли Якокка – не единственный американский деятель автоиндустрии, который в юности рвался в бой. Подобный опыт пережил и Генри Лиланд. Основатель Cadillac и Lincoln жил в эпоху совершенно другой войны, которая терзала не весь мир, а только Соединенные Штаты. Рожденный в 1843-м году он своими глазами видел гражданскую войну в США. Да не просто видел, а хотел принять в ней живое участие. Однако в армии северян посчитали, что Генри был слишком молод.
Тогда Лиланд нашел другой способ внести свою лепту. Он устроился оружейником на завод в Спрингфилде. Позднее навыки работы со сложными механизмами, требующими высокой точности исполнения для исправного функционирования, пригодились ему на другом поприще. К концу XIX века на арену вышли первые автомобили, и Лиланд увлекся этим ноу-хау.
И пускай из Генри не вышел солдат, зато благодаря ему на свет появилось сразу два американских премиум-бренда. В 1902-м году Лиланд выступил одним из основателей Cadillac – компании, основанной на осколках Henry Ford Company – неудачного предприятия Генри Форда. В 1917-м он основал Lincoln, но и ее он в итоге потерял.
Видимо, Лиланд не мог похвастаться такой деловой хваткой, как основатель General Motors Уильям Дюрант или тот же Форд. Первый выкупил у него Cadillac, а второму он продал Lincoln. Оба бренда и по сей день входят в состав концернов, купивших их у Генри. Тем не менее, это его наследие, которого могло бы и не быть, повернись жизнь Лиланда несколько иначе.
Как видно, даже самые влиятельные и авторитетные бизнесмены и конструкторы переживали свои неудачи задолго до появления социальных сетей и флешмобов. Однако благодаря этим провалам они в итоге добились успехов и определили облик мировой автоиндустрии. Можно сказать, что это были весьма удачные неудачи.