Украинский рынок автомобилей: реалии и перспективы в условиях нестабильности

0
27

События происходящее в Украине негативно сказались на всю экономику в целом и на автомобильный рынок в частности. Если рассматривать продажи автомобилей за 2014 год и сравнивать эти результаты с прошлыми годами, а точнее с минувшем 2013 годом, то можно увидеть обвал рынка продаж новых автомобилей почти в два раза, а то и больше… Импорт б/у автомобилей тоже не показывает больших результатов, несмотря на то, что законы об уплате налогов за утилизационный сбор или переоборудования автомобиля с апреля месяца отменены. В тоже время, из-за отмены спецпошлин и утилизационного сбора отечественный автопром находится в критической ситуации. Что этому способствовало? И какие перспективы развития рынка в будущем?

Во первых, нужно отметить тот факт, что украинский автомобильный рынок начал свое падение еще во второй половине 2013 года после ввода спецпошлин на автомобили, утилизационного сбора и других пошлин, которые негативно сказались на импорте и продажах как новых так и поддержанных авто на территории Украины. Утилизационный сбор был принят 4 июля 2013 года, а введен 1 сентября 2013-го. Согласно этому закону, от уплаты были освобождены автопроизводители находящиеся непосредственно на территории Украины, которые были обязаны создать пункты по утилизации автомобилей. Отменен утилизационный сбор был в апреле этого года, а именно — 18 апреля вступил в силу закон об отмене экологического налога на утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств, а также акцизного сбора на переоборудование из грузовых в легковые автомобили. Но и эти законы пока не подействовали: курсы валют сильно пошли вверх и продажи автомобилей по прежнему снижаются.

Во вторых, автомобильные рынки прямо зависят от стабильности валют, так как львиная доля продаж новых автомобилей припадает на импортные. Таким образом, опять же учитывая сложную политическую и экономическую ситуацию в стране, которая повлекла за собой резкую девальвацию гривны, автомобильный рынок потерпел падение. Авторынок в марте продемонстрировал чрезвычайно резкое, почти двукратное падение. При сравнении с динамикой предыдущих лет следует учитывать, что в марте-апреле 2013 г. наблюдался скачок рынка перед введением спецпошлин. Более показательно сравнение с 2012 годом, которое также демонстрирует глубокое снижение. Вообще, столь низких объемов продаж за месяц на авторынке не было с февраля 2010 г.

anal_3_2404

Квартальные результаты по продажам автомобилей в Украине демонстрируют, что по сравнению с I кварталом 2013 года, в 2014 году наблюдается падения продаж новых авто на 13%.Если посмотреть на TOП-20 продаж новых иномарок в Украине в разрезе отдельных брендов по итогам I квартала 2014 г. по сравнению с тем же периодом 2013 года. 12 марок из первой двадцатки ”в минусе” по сравнению с прошлым годом. Вообще, данная таблица хорошо отражает действия импортеров в условиях кризиса – некоторые пытаются распродавать склады, другие резко сократили объемы операций, чтобы не нести курсовые убытки.

anal_10_2404

В достаточно критической ситуации находится и автопром. Нестабильная обстановка на востоке Украины – в Донецкой, Луганской областях, срывает производственные процессы на предприятиях автопрома. В частности, только у Запорожского автомобилестроительного завода среди поставщиков комплектующих в Донецкой области находится 25, а в Луганской – 11 предприятий. Производители этих областей обеспечивали конвейеры автопрома резинотехническими изделиями, пружинами, радиаторами, инструментами, изделиями из цветных металлов. По информации, поступающей ассоциации “Укравтопром” от ее участников, многие поставки комплектующих временно приостановлены: блок-посты и военные действия мешают их безопасной и своевременной транспортировке. В результате возникла угроза остановки производства, т.к. за короткое время найти новых поставщиков практически не возможно.

В дополнение к спаду продаж, который особенно ощутим в восточных регионах страны и Крыму, политическая нестабильность в стране создала новый вызов автомобильному производству в Украине.

Не добавляет оптимизма украинскому автопрому недавняя отмена утилизационного сбора и снижение спецпошлин, произошедшие параллельно с увеличением ставок акцизного налога на новые автомобили и на кузова для промышленной сборки. В результате, отечественные производители лишились последней минимальной государственной защиты, а вместо нее получили дополнительную финансовую нагрузку, которая ставит под вопрос целесообразность не только развития, но и сохранения промышленного производства автомобилей в Украине.

Совершенно очевидно, что в условиях крайне низких продаж производители не смогут нивелировать за счет собственных ресурсов возросшие налоги, и они будут заложены в цену товара, а следовательно лягут на плечи потребителя.

2

Возникает вопрос, сколько потребителей останется при таких ценах на рынке?

По текущей ситуации мы уже констатируем продолжение снижения потребительской активности на первичном авторынке. А значит – падение производства не только продолжится, но и усилится.

Напомним, что по данным ассоциации «Укравтопром», в апреле этого года по сравнению с мартом 2014-го, производство на ЗАЗе упало на 10,3%, в Корпорации «Богдан» – на 64,7%, на заводе «Еврокар» – на 27,6%. В целом по отрасли производство автомобилей и автобусов в Украине снизилось на 14,7% и составило всего 4 688 автотранспортных средств.

С такими показателями о рентабельности производства говорить сложно.

В сложившейся ситуации логично было бы найти новые рынки сбыта. И открытие рынков Европеского Союза для Украины могло бы поспособствовать этому. Но, готова ли украинская автомобильная промышленность составить конкуренцию зарубежным компаниями, в условиях перенасыщенности европейского рынка, где уже предложения значительно превышают спрос. Об этом недавно сообщал исполнительный директор компании Ford — Алан Мулалли в интервью изданию Washington Post. Для того, чтоб автомобильная продукция была конкурентоспособной на европейском рынке нужны инвесторы и модернизация технологических процессов, а также стратегическое партнерство с глобальными игроками мирового автопрома.

Материал подготовлен используя данные Холдинга «Атлант-М», а также Ассоциации Автопроизводителей Украины «УкрАвтопром».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.