Дорожные инциденты для человека – привычное явление. Однако беспилотным автомобилям они тоже не чужды. Motormania расскажет о самых примечательных из них.
Повышение уровня безопасности на дорогах – один из основных аргументов в пользу внедрения систем автопилота в автомобилях. Еще бы, ведь у машины не возникнет желания нарушить правила даже в случае острой необходимости, она не знает усталости, ей не свойственна рассеянность и любые другие «недостатки», объединенные в общую категорию «человеческий фактор».
Тем не менее, пока автопилоты не достигли такого уровня развития, чтобы вовсе не совершать ошибок и порой сами нарушают правила дорожного движения. И даже оказываются в сводках о ДТП. Вот несколько «самых-самых» инцидентов с участием беспилотников.
Самый курьезный
Если когда-нибудь в светлом будущем с дорог исчезнут автомобили, требующие ручного управления, то не в последнюю очередь заслуга в этом будет принадлежать Google. Американская корпорация начала работу над технологией автономного передвижения в 2009-м году, когда это еще не было модно. За 7 лет беспилотные автомобили Google успели намотать более 3,2 миллиона километров на дорогах общественного пользования.
Ну, а с большим опытом приходит большое количество всевозможных историй, в том числе и курьезных. Пару лет назад беспилотник Google стал героем как раз такой истории. В ноябре 2015-го автомобиль был остановлен полицейским из Маунтин-Вью, Калифорния, за нарушение скоростного режима. Нет, автопилот отнюдь не лихачил. Наоборот, он ехал слишком медленно.
Офицер не стал выписывать штраф водителю, которого не было за рулем, потому как и самого руля у авто не было. Однако он поинтересовался у сотрудника Google, сидевшего в автомобиле в качестве пассажира, каким образом система выбирает скорость движения на различных дорогах, и напомнил, что слишком медленная езда – тоже нарушение.
Уже после инцидента Google заявил, что специально ограничил скорость своих авто до 40 км/ч из соображений безопасности и отметил, что за все время испытаний беспилотники компании еще не получали штрафов.
Самый нашумевший
Сила личности – великая сила. На сегодняшний день трудно представить более популярного бизнесмена, чем Илон Маск. Армии его поклонников могут завидовать голливудские звезды, и практически каждое его публичное заявление тут же подхватывают СМИ по всему миру. Маск выступает сторонником систем автономного передвижения, и его роль в популяризации данной технологии можно назвать выдающейся.
Однако в прошлом году эта картина была омрачена трагическим инцидентом. В мае 2016-го один из владельцев Tesla Model S погиб в аварии, вину в которой возложили на систему автопилота.
В СМИ тут же начали появляться сведенья о других авариях, в которых повинен автопилот Tesla, а Маска даже обвинили в махинациях. Издание Fortune опубликовало статью, в которой сообщалось о том, что Tesla в течение 8 недель скрывала информацию о ДТП с летальным исходом, тем временем компания успела продать акций на $2 миллиарда.
Этот печальный случай мог подорвать доверие не только к самой Tesla, но и к технологии в целом. Однако в январе текущего года для Tesla пришли радостные вести. Американское национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) обнародовало результаты своего расследования майской аварии. Его эксперты пришли к выводу, что, хотя система автопилота и не смогла предотвратить аварию, она сработала ровно так, как должна была. В то же время Джошуа Браун – водитель, погибший в аварии – был недостаточно внимателен на дороге. Тем не менее, противники Tesla и автономных автомобилей наверняка не скоро забудут об этом инциденте.
Самый лихой
Вряд ли какой-нибудь автопроизводитель захочет создать автопилот, который будет способен превысить скорость, потому что его хозяин отчаянно куда-то спешит. Однако, как минимум, в одном случае автономным машинам все же придется демонстрировать свои навыки вождения на высоких скоростях. Речь идет о спортивных соревнованиях.
Компания Roborace намерена создать целую гоночную серию для автомобилей на автопилоте и уже представила прототип болида, который бы мог участвовать в таких гонках. Пока это состязание находятся на стадии нереализованной идеи. Однако Roborace уже успела вывести свои беспилотники на трек, а те, в свою очередь, уже успели угодить в аварию.
Не далее, как в прошлом месяце пара тестовых болидов, называемых DevBots, вышла на трассу в Буэнос-Айресе, на которой проходили заезды Формулы-E. Они должны были устроить показательное соревнование друг с другом и, можно сказать, даже преуспели в этом – «ДевБоты» преодолели 20 кругов, порой развивая скорость до 185 км/ч. Однако успех не был полным. Один из болидов не справился с поворотом и врезался в ограждение. Второй показал себя гораздо лучше. Болид на автопилоте сумел благополучно объехать собаку, неожиданно выбежавшую на дорогу.
Самый человечный
Вероятно, в некоторых людях склонность к риску заложена самой природой. И это замечательно. Ведь без таких людей вряд ли были бы возможны великие географические открытия, покорение горных вершин и океанских глубин и многие другие свершения. Однако порой страсть к риску принимает и менее благородные формы. Взять хотя бы проезд на красный свет.
Казалось бы, машинам, которые руководствуются строгими расчетами и точными настройками, подобное легкомыслие должно быть чуждо. Однако это не так. Беспилотные автомобили Uber доказали, что человек не имеет эксклюзивных прав на нарушения ПДД.
Компания в сотрудничестве с Volvo испытывала беспилотники в Сан-Франциско, и в декабре прошлого года один такой автомобиль был уличен в проезде на красный свет. После инцидента Uber заявила, что в этом инциденте был виноват человек, контролировавший ход теста. Однако журналисты издания The New York Times выяснили, что компания указала не на того виновника.
Они связались с сотрудниками Uber, пожелавшими сохранить анонимность, и узнали, что на самом деле нарушение ПДД – дело рук автопилота. Более того, в ходе испытаний было зарегистрировано 6 случаев, когда автономные автомобили проезжали на красный.
И хотя тестовые заезды существуют как раз для того, чтобы выявлять подобные слабости технологии, в итоге автономному флоту Uber пришлось покинуть Сан-Франциско и переехать в Аризону для продолжения испытаний.
Что ж, технологии автономного передвижения еще предстоит развиваться и совершенствоваться, а значит, подобных инцидентов не избежать. Но ведь учиться на своих ошибках это так… по-человечески.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.