История одного краха: Как финансист из Америки захотел побороть бензин c помощью пара

0
40
Одновременно в цехах Brooks находилось до 200 автомобилей

После окончания Первой мировой войны Канада стала одним из центров мировой автомобильной индустрии. К концу второго десятилетия XX века здесь ежегодно собирали десятки тысяч автомобилей, среди которых были и весьма перспективные паровые машины, созданные на деньги американского финансиста Оланда Дж.Брукса. Однако автопаровая эпоха оказалась весьма короткой.

История автомобильной компании Brooks Steam Motors началась в 1920 г., когда финансист Оланд Дж. Брукс перебрался из Соединённых Штатов в Канаду. Там он решил заняться  производством паровых автомобилей, базируясь на опыте, накопленном американской компанией Truck- Detroit, которая в свое время собиралась построить завод паровых двигателей в Виндзоре неподалёку от Детройта. Это должно было дать ей возможность продавать стимкары на территории Канады по минимальным ценам, но амбициозным планам не суждено было сбыться. Компания разорилась, так и не успев развернуться.

Одновременно в цехах Brooks находилось до 200 автомобилей
Одновременно в цехах Brooks находилось до 200 автомобилей

Именно в этот момент Оланд Брукс и начал активную деятельность по созданию автомобильного завода в Стратфорде, который в те годы был крупным железнодорожным узлом, где работали сотни высококлассных специалистов по паровым машинам. Свою компанию Brooks Steam Motors он зарегистрировал в марте 1923 г., а уже в сентябре, на выставке в Торонто, показал первый автомобиль «Брукс». Спустя месяц, за 55000 канадских долларов (отметим, что в середине 20-х гг. прошлого века канадские и американские доллары имели примерно равный курс) Оланд приобрел обанкротившуюся молотилку, на территории которой и организовал производственную площадку своей новой фирмы.

Вскоре у компании появилась концепция трёх моделей, получивших цифровые индексы: 1,2,3. Самой маленькой была модель «1», использовавшая 112- дюймовую колёсную базу с 18-дюймовым котлом. Продавать такой автомобильчик планировалось по цене от 1000 долларов. Потенциальному покупателю предлагалась богатая линейка кузовов, включающая двухместные купе.

Модель «2» строилась на колёсной базе в 122 дюйма с 20-дюймовым котлом. Кузовные модификации напрямую копировали младшую модель, но её колёса были стальные и обувались в покрышки компании «Мишлен». Модель «3» имела общую с «двойкой» колёсную базу, но больший по размерам 23-дюймовый котёл.

Металлические части капота гармонируют с лакированным деревянным корпусом автомобиля
Металлические части капота гармонируют с лакированным деревянным корпусом автомобиля

Все три модели предлагались покупателю в двух цветах — синем и тёмно-бордовом. Таким образом, руководством Brooks Steam Motors отрицалась популярная в середине 1920-х гг. фраза Генри Форда о том, что машина может быть любого окраса, если этот окрас — чёрный. Несмотря на амбиции Брукса, до серийного выпуска дошла только одна модель, которая представляла собой солянку моделей 1 и 2. Вопреки ожиданиям Брукса, на производстве в 1925 г. в компании трудилось всего 90 сотрудников. Ещё 20  человек работали на станциях техобслуживания и в автосалонах марки. Торговые залы Brooks Steam Motors открылись в Монреале и Торонто, хотя машины доставлялись на заказ и в другие города (их списки были в рекламных буклетах). Однако в 1924 г. основной продукцией предприятия американского финансиста стали сандаловые аромолампы, которые позволили ей «не пойти ко дну».

Тем не менее Брукс не сдавался, и за год сумел собрать на развитие своего детища почти 4 миллиона канадских долларов. Правда, для этого ему пришлось попрощаться с большей частью своих активов. Автомобили фирмы «Брукс» активно рекламировались при помощи громких демонстраций и оснащения ими нескольких таксопарков в Стратфорде и Торонто. Казалось бы, дела пошли на лад, однако в действительности всё обстояло совсем иначе. С одной стороны, на складе компании находилось почти 200 автомобильных комплектов, а с другой — в 1926 г. продано было только 18 машин. Такое положение дел привело к бунту акционеров Brooks Steam Motors, которые не без оснований утверждали, что компания работает себе в убыток, продавая автомобили в службы такси за 1500 долларов, что составляет лишь 1/3 от розничной цены. Вслед за этим они начали активную работу по отстранению от дел Оланда Брукса – его решили вытеснить из созданной им же компании. В ходе судебных разбирательств, в конце 1927 г., совет директоров сумел завладеть контрольным пакетом акций и заменить Брукса инженером А. Кларксона. До нового назначения Кларксон числился главным инженером Лондонской Омнибусной компании.

Первое, что сделал Кларксон, вступив на новую должность, — вместе с главным инженером компании Э. Деллингом занялся разработкой нового 2-цилиндрового мотора, работающего на пару. Машину, которую планировалось им оснащать,  планировали производить в кузовах — седан и универсал. Однако в серию пошёл только седан с колёсной базой в 122 дюйма и окрашенный исключительно в чёрный цвет, что делало машину «нишевым» продуктом для весьма состоятельных людей, которые могут себе позволить заплатить за паровой автомобиль 3800 долларов. К тому же, автомобиль обладал корпусом весьма оригинальной конструкции — он являл собой проволочный каркас, который был обтянут двумя слоями ватина, слоем полотна и слоем кожзаменителя. Из металла делали только переднюю часть «Брукса». Такое инженерное решение положительно сказалось как на массе автомобиля, так и на его устойчивости. Кроме того, большинство современников сравнивали «Брукс» с элегантной каретой, изготовленной по особому заказу.

Металлические части капота гармонируют с лакированным деревянным корпусом автомобиля
Металлические части капота гармонируют с лакированным деревянным корпусом автомобиля

В техническом плане автомобили «Брукс» во многом копировали машины фирмы «Стэнли». Правда, модели Brooks Steam Motors были немного прочнее и безопаснее. Однако у канадского парового автомобиля был один существенный технический недостаток — он не мог разогнаться более 40 миль в час.

Автомобиль Brooks — солидная карета для солидных господ
Автомобиль Brooks — солидная карета для солидных господ

В 1921 г. британский автомобильный дилер Деннис Маккормак предложил компании «Брукс» выйти на рынок Великобритании и пригласил её на Лондонский автосалон, проходящий в октябре того же года. Седан Brooks выставили на почётном месте рядом с главным входом на выставку, а журнал Autocar назвал автомобиль «красавцем для перевозок», особо отмечая роскошные плюшевые сидения и скруглённые углы экстерьера. Цена на автомобили «Брукс» в Великобритании стартовала от 996 фунтов. В то же время шестицилиндровый «Паккард» стоил всего 775 фунтов.

В конце 1926 г.  СМИ растиражировало информацию, что фирма «Брукс» приобрела завод в Буффало для выпуска автобусов на паровой тяге. Однако считать такой шаг признаком расширения Brooks Steam Motors не стоит, так как он был вынужденным и направленным исключительно на выживание медленно агонизирующего предприятия.

Автобусы компании стали надеждой на спасение от банкротства, не оправдавшей себя
Автобусы компании стали надеждой на спасение от банкротства, не оправдавшей себя

Технически двигатели первых автобусов «Брукс» не имели никаких отличий от иных паровых автомобилей, хоть инженеры компании и утверждали, что их моторы по мощности практически не уступали бензиновому V16. Летом 1927 г. Компания «Брукс» явила миру первый прототип автобуса, рассчитанный на 29 пассажиров. Его кузов из алюминия прекрасно сочетался с богато оформленными синими кожаными сиденьями. Следующая модель стимбуса, показанная общественности в июле 1929 г., стала новым словом в области парового автотранспорта. Вместо котла был установлен парогенератор, позволявший автомобилю начинать движение уже через 20 с после за пуска двигателя. Отдача усовершенствованной силовой установки составляла 750 фунтов на квадратный дюйм. Силовая установка была низкооборотистым и на скорости в 60 милях в час выдавал всего 2000 оборотов в минуту.

14 октября 1929 г., за полмесяца до обвала фондовой биржи и начала «Великой депрессии», руководство компании «Брукс» поделилось с лондонской газетой Times своими планами по открытию в ближайшее время масштабного производства паровых силовых установок для авиации.

Лозунг на плакате гласит: «На всех парах!» Паров надолго не хватило
Лозунг на плакате гласит: «На всех парах!» Паров надолго не хватило

Однако кризис, охвативший весь мир, похоронил не только стремление фирмы к расширению, но и её производство. Компания до последнего пыталась удержаться на плаву, кроме автобусов, наладив выпуск холодильников, но всё оказалось тщетным — 15 декабря 1931 г. фабрика «Брукс» в Стратфорде была выставлена на торги. Вместе с заводом продали и все 40 хранившихся на её складе автомобилей по 175 долларов за штуку и два автобуса по цене в 750 долларов каждый. Смерть компании «Брукс» не стала роковой для Кларксона. Он продолжил заниматься своими исследованиями, и считался в Туманном Альбионе видным «спецом» по парогенераторным двигателям. Его имя не раз мелькало упоминалось в 30-е в публикациях о паровых машинах и паровой авиации.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.