Американские экологи обнаружили существенную разницу между реальным уровнем выбросов дизельных двигателей и лабораторными показателями. Специалисты связывают эту разницу почти с 40 тысячами преждевременных смертей в 2015-м году.
Похоже, для дизельных моторов наступили темные времена. После «дизельгейта» нотка недоверия по отношению к ним должна была возникнуть у некоторых рядовых автомобилистов, но, что гораздо хуже, она точно возникла у профессиональных экологов. Это доказывает исследование, проведенное специалистами ряда эко-организаций и институтов США, опубликованное в журнале Nature.
Авторы изыскания решили выяснить, насколько отличаются реальные показатели выброса оксидов азота (NOx) дизельных двигателей от показателей лабораторных. В расчет принимались данные, полученные в ходе официальных тестов в Австралии, Бразилии, Канаде, Китае, Индии, Японии, Мексике, России, Южной Корее, США и ЕС. Они сравнивались с данными, полученными в ходе тестов в условиях реальной эксплуатации и опубликованными в ряде исследований. Официальные цифры такого сравнения не выдержали.
«Мы увидели, что на 11 рынках, на которые приходится порядка 80% продаж дизельных автомобилей, примерно у трети грузовых и более чем у половины легковых дорожных автомобилей уровни выброса превышают сертификационные ограничения», — пишут авторы исследования.
Подсчеты, проведенные в ходе исследования, гласят, что дизельные автомобили вырабатывают более 13 миллионов тонн оксидов азота. Это на 4,6 миллиона тонн больше, чем попадало бы в воздух, если бы реальные показатели выбросов соответствовали лабораторным.
Американские исследователи взяли на прицел именно NOx не случайно. Дело в том, что оксиды азота служат одним из основных источников накопления в воздухе микрочастиц PM2,5. Вдыхание микрочастиц повышает риск развития сердечно-сосудистых и легочных заболеваний, которые в свою очередь могут вести к преждевременной смерти.
Это натолкнуло экологов на еще один пугающий вывод. Они утверждают, что излишние выбросы дизельных транспортных средств (те самые 4,6 млн тонн) связаны с 38 000 смертей, вызванных влиянием микрочастиц PM2,5, которые были зарегистрированы в 2015-м году. Более того, исследователи прогнозируют, что к 2040-му эта цифра может увеличиться до 174 000, если не будут предприняты соответствующие меры.
Американские экологи рекомендуют дальнейшее ужесточение экологических норм (более суровых, чем будущий Евро-6).
Среди автопроизводителей уже есть те, кто рассматривает подобное ужесточение, как вполне реальную перспективу, в свете чего начинают косо смотреть на дизельные моторы. Так, на днях глава Volvo Хокан Самуэльссон заявил, что шведская компания не будет разрабатывать дизельные двигатели следующего поколения. Причина: при дальнейшем ужесточении экостандартов снижение уровня выброса оксидов азота у дизельных агрегатов станет слишком затратным делом. Поэтому Вольво планирует сделать ставку на гибридные и полностью электрические автомобили. Правда, вскоре после заявления глава компании несколько изменил «показания».