Этот тяжелый для всех год начался с очередных изменений правил работы на автомобильном рынке.
И если к плановой либерализации ставок специальных пошлин на импорт легковых автомобилей операторы украинского авторынка готовились заранее, то явно популистское и экономически необоснованное решение об отмене экологического налога и акциза на переоборудование автомобилей было сюрпризом, который повлиял на производственные планы отечественных заводов и структуру первичного рынка. Эта ситуация заложила фундамент к формированию тренда по вытеснению продукции украинских заводов с первичного рынка импортной продукцией, в т.ч. бывшей в эксплуатации. Наиболее ярко это проявилось в сегменте коммерческих автомобилей, где бэушный импорт нарастил свою рыночную долю с 54% в январе до рекордных 92% в ноябре.
Естественно, что никто из операторов рынка не был готов к тем вызовам, которые появились в результате аннексии Крыма, войны на Донбассе и стремительной девальвации гривны.
Эти события уменьшили потребительскую активность до уровня, который был в начале столетия, но только с той разницей, что в первые годы она росла, а сейчас демонстрирует негативную динамику во всех сегментах рынка новых автотранспортных средств.
Самый массовый сегмент авторынка – рынок новых легковых автомобилей, который по предварительным данным ассоциации “Укравтопром” закончит декабрь с результатом 7,5 тысяч авто и выйдет на годовой итог с наихудшим показателем за период начиная с 2002. В его активе будет только порядка 97 тыс. проданных авто. Напомним, в прошлом году дилеры новых легковых автомобилей закончили год с результатом 213,3 тыс. автомобилей.
Результат рынка новых коммерческих автомобилей ожидается на уровне 7 тыс. ед. Таким образом, реализованный спрос 2014 года на новые коммерческие авто упал более чем в 2 раза против депрессивного 2013 года.
Продажи автобусов также закончат год в минусе. Учитывая состояние первичных регистраций на конец декабря, с уверенностью можно сказать, что объем продаж новых автобусов относительно итога предыдущего года, когда было продано 3 179 новых автобусов, сократится почти вдвое.
Анонсированные фискальная политика государства и новые волны мобилизации при сохранении высокой степени угрозы возобновления активных боевых действий на востоке страны вряд ли улучшат потребительские настроения украинцев в следующем году. Поэтому, скорее всего, операторам рынка нужно быть готовым к очередному антирекорду продаж и смещать центр тяжести формирования доходов в область сервиса.
Источник © УкрАвтопром