Секреты ESP: как работает система стабилизации у разных автопроизводителей

0
85

Система ESP – важная составляющая активной безопасности машины. Ее оснащаются все модели, однако это одна из немногих массовых функций, которую каждый производитель интерпретирует и реализовывает по своему. Почему так происходит попыталась разобраться Motormania.

esp-2017-11-2016-5

Начнем с того, что название ESP — закреплено за всеми автомобилями. Ибо автопроизводители дают разные имя этому помощнику. Однако аббревиатура ESP уже сильно закрепилась, и зачастую систему стабилизации так и называют: в прессе, быту и т.п. Но суть дела не в этом. А в самой сущности этой системы. Она родилась в середине 1990-х годов, и за двадцать с лишним лет предотвратила тысячи ДТП: вылеты с дороги, развороты и столкновения с другим транспортом вследствие потери управления и т.п. Иными словами, ESP внесла в обеспечение безопасности большую лепту, чем в сое время пресловутая ABS.  Не помощник, а самый настоящий ангел-хранитель, который готов оказать помощь в любую минуту. И когда ровно два года назад ее сделали обязательной на всех машинах, реализуемых в Старом Свете, никто даже и не заикнулся против.

esp-2017-11-2016-6

Другое дело, что ни сами производители автоиндустрии, ни автофанаты никак не могут договориться, как систему настраивать. Одни настаивают, что она должна работать постоянно и в любых ситуациях. Вторые предпочитают иметь возможность ее отключить и предлагают делегировать право выбора водителю. Третьи хотели бы, чтобы отключалась не система в целом, а только одна ее составляющая — контроль тяги (например, когда нужно выехать из снега). Четвертые же полагают, что отключенный ESP должен автоматически «просыпаться», когда драйвер нажимает педаль тормоза или когда крен либо рысканье превысят определенный предел, поскольку это явные симптомы потери контроля над автомобилем. Спор продолжается непрерывно. И победителей в нем быть не может, ведь у каждого свое обоснованное мнение.

Например, итальянцы из Alfa Romeo предложили два варианта стратегии управления системой. Режим Race с полным отключением электроники — которая, впрочем, автоматически включается, если срабатывает АБС — предусмотрен только для одной машины — заряженного седана Alfa Romeo Giulia Quadrifoglio. В случае же с другими автомобилями Alfa Romeo дело обстоит наоборот — ESP нельзя выключить. Там все упирается в режим Dynamic, который максимум что делает, так это повышает порог срабатывания и допускает небольшую пробуксовку задних колес. Полностью электронный хамут он не сбрасывает.

Система стабилизации представляет собой развитие антиблокировочной системы. Два дополнительных датчика - один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси - помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает АБС команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует автомобиль. При сносе система действует похожим образом, только подтормаживается внутреннее заднее колесо.
Система стабилизации представляет собой развитие ABS. Два дополнительных датчика — один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси — помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает антиблокировочной системе команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует машину. При сносе система действует по той же схеме, но в этом случае подтормаживается внутреннее заднее колесо.

У немецких автопроизводителей более свободное или, другими словами, более осторожное виденье ситуации -водитель волен в своем выборе полностью. У BMW, к примеру, полностью отключить электронику можно не только на горячих машинах М-версии (чего, собственно, и следовало ожидать), но даже на семейном минивэне BMW 2 Series, который сложно представить мчащимся по гоночному треку. Единственное исключение баварцы сделали для электромобиля i3. В общем, автопроизводители, предпочитающие оставить конечный выбор за водителем, пусть со всякими оговорками, составляют абсолютное большинство. Дело доходит до курьезов.

Система стабилизации представляет собой развитие антиблокировочной системы. Два дополнительных датчика - один отслеживает угол поворота рулевого колеса, другой регистрирует значение поперечного ускорения и угол рыскания, то есть вращения автомобиля вокруг воображаемой вертикальной оси - помогают определить, следует ли автомобиль траектории, заданной водителем, уходит ли в занос или в снос. В случае заноса ESP ограничивает мощность двигателя и дает АБС команду притормозить внешнее переднее колесо, а возникающая при этом сила создает момент, который стабилизирует автомобиль. При сносе система действует похожим образом, только подтормаживается внутреннее заднее колесо.

У Volvo, к примеру, всегда есть клавиша (или же функция борт-компьютера), которая именуется как ESC OFF. По названию можно подумать, что она отключается систему стабилизации. Но нет  — она лишь отодвигает порог ее вмешательства. То есть система стабилизации вовсе «не дремлет» и готова одернуть машину, если в повороте та начнет скользить. Выбор вполне логичный, хотя чтобы разобраться, как именно устроена функция ESC OFF, придется залезть в книжку по эксплуатации.

esp-2017-11-2016-3

Как бы то ни было, в поведении автопроизводителей проглядывает определенная осторожность, они осознают, что лучше не идти на поводу у горячих петролхедов, иначе можно иметь проблемы с законом. Именно поэтому руководства по эксплуатации пестрят предупреждениями об опасностях, которые несет в себе частичное или полное отключение ESP: все компании стараются дать клиентам максимум информации и избежать ненужных упреков и обвинений, которые могут быть чреваты негативными последствиями.

В принципе, инстинкт самосохранения и здравый смысл должны подсказать, что отказываться от системы стабилизации не стоит  -уж очень важный ассистент. Тем более, если не нарушать правила, ESP может сработать разве что на скользкой поверхности либо или в непредвиденных обстоятельствах.

esp-2017-11-2016-2

Отключать систему стабилизации долгим нажатием кнопки ESP/ESC (если такая возможность предусмотрена, а предусмотрена почти у всех машин) позволительно только на специально оборудованных гоночных треках, где рисковать относительно безопасно. Только и исключительно на гоночной трассе можно пробовать, насколько работа ESP в целом и изменение порога ее срабатывания в частности, влияют на поведение машины. В первую очередь, как она изменяет тягу и скорость входа в повороты.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.